Ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией, учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН.

Рязанская межрайонная природоохранная прокуратура в соответствии с приказами Волжского межрегионального природоохранного прокурора, Генерального прокурора РФ проводится определенная работа по выявлению коррупционных проявлений и коррупциогенных факторов.

Ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией, учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН.

В этот день государства – члены ООН информируют общественность о национальных мерах по противодействию коррупции.

Рязанская межрайонная природоохранная прокуратура в соответствии с приказами Волжского межрегионального природоохранного прокурора, Генерального прокурора РФ проводится определенная работа по выявлению коррупционных проявлений и коррупциогенных факторов.

К примеру, прокуратурой в ходе надзорной деятельности в обязательном порядке проверяются принимаемые предприятиями и организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере экологии, меры по предупреждению коррупции.

В частности, статьей 12 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой 31.10.2003, Резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН, а также статьей 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в качестве одного из основных принципов противодействия коррупции определено приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Статья 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусматривает обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Предупреждение коррупции – это деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.

Согласно статьи 13.3 упомянутого Федерального закона меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Указанные требования распространяются на организации вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

В ходе прокурорских проверок в 2017 году было установлено, что меры по противодействию коррупции надлежащим образом не применяются предприятиями лесопромышленного и сельскохозяйственного комплекса, промышленными предприятиями города Рязани, в связи с чем в адрес руководителей данных предприятий межрайпрокуратурой вносились представления с требованием организовать работу по противодействию коррупции, в том числе назначить лиц ответственных за данное направление, принять кодекс этики и служебного поведения работников организации. Внесенные представления рассмотрены и удовлетворены, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Помимо этого, межрайпрокуратурой в текущем году в деятельности более 30 государственных гражданских служащих природоохранных органов контроля выявлены нарушения при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и своих супругов.

В ходе проверок прокуратурой выявлены факты неполноты предоставленных государственными гражданскими служащими сведений о счетах в банках и иных кредитных организациях, в том числе об имеющиеся на счетах суммах, которые зачастую занижались, либо информация об открытии счетов в банках в справках о доходах не указывалась. Также выявлялись факты либо сокрытия информации об имеющемся имуществе, либо факты искажения информации о данном имуществе.

С целью устранения выявленных нарушений межрайпрокуратурой на имя руководителей данных органов внесены представления, по результатам рассмотрения которых в 2017 году к 17 должностным лицам применены меры дисциплинарного воздействия.

Помимо этого межрайпрокуратурой выявлялись факты того, что работодатель, заключивший трудовые договоры с бывшими государственными гражданскими служащими природоохранных органов, в установленный 10-ти дневный срок в данные государственные органы информацию о заключении трудовых договоров не представлял.

При этом, необходимо напомнить, что согласно ст.12 Федерального закона «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

А работодатель, в свою очередь, при заключении трудового или гражданско-правового договора обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Неисполнение работодателем данной обязанности влечет за собой административную ответственность по ст.19.29 КоАП РФ.

За нарушения при приеме на работу граждан, замещавших должности государственной службы, переченькоторых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, межрайпрокуратурой в 2017г. в отношении виновных должностных и юридических лиц возбуждены административные производства по ст.19.29 КоАП РФ, которые рассмотрены с наложением штрафов.

Также в целях противодействия коррупции прокуратура активно сотрудничает с созданным при прокуратуре общественным советом по защите малого и среднего бизнеса, в состав которого представители Рязанской торгово – промышленной палаты, Совета Рязанского регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Правления Рязанского областного объединения работодателей «Рязанская ассоциация экономического сотрудничества предприятий», Рязанского областного отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

Данная работа является для прокуратуры приоритетной и осуществление надзора в данной сфере будет продолжено в дальнейшем.

Информация подготовлена

старшим помощником прокурора Артюшатской И.В.